fizzik (fizzik) wrote,
fizzik
fizzik

Categories:

Из широких штанин

Свой первый заграничный паспорт я получил в августе 94-го года, аккурат после окончания Физтеха. Это была "краснокожая паспортина", где на обложке было напечатано "Союз Советских Социалистических Республик", а внутри, в графе "гражданство" значилось - Украина.
Получение загранпаспорта в те времена было еще нехилым квестом. Даже самые удачливые из моих однокурсников - урожденные москвичи - успевали умаяться, собирая 33 каких-то справки, а потом отмечаясь в очереди у ОВИРа по утрам неделю-другую, прежде чем им удавалось сдать заяву на паспорт, и, месяца через два-три (вместо положенного одного месяца), снова отстояв бесконечную очередь, наконец получить готовую книжицу.
Хуже было тем моим однокурсникам, кто, будучи гражданином новорожденной РФ, жил в общаге по "временной прописке". Это отягчающее обстоятельство многократно усложняло и удлиняло путь к получению вожделенного документа.
Я, не бывший российским гражданином, находился, на первый взгляд, в самом худшем положении. Единственной организацией, способной выдать мне загранпаспорт, было посольство Украины в РФ. Даже у временно прописанных студентов с российским гражданством в принципе была лазейка воспользоваться услугами каких-нибудь коммерческих посредников, которые хотя и требовали космическую сумму в 200-500 долларов, но были способны избавить клиента от стояния во всех очередях, и гарантировать ему получение паспорта в течение нескольких недель. Главное было - не нарваться на мошенников. Но, услышав про мою ситуацию, любые посредники начинали в панике махать руками и разве что не кричать "свят-свят-свят!".
Но на практике оказалось, что мое положение не хуже, чем у других "иногородних". Невозможность упростить себе жизнь путем обращения к платным посредникам компенсировалась ненужностью для меня некоторых бумаг, таких как разрешение от военкомата и виза "первого отдела" Физтеха на заявлении о выдаче паспорта. (А эти бумаги, как правило, требовались и при обращении через помогаек - кроме разве что самых дорогих из них, чьи услуги обходились гораздо дороже названного выше диапазона).
В общем, на получение заграна у меня ушло всего полгода: где-то в начале февраля я впервые начал пытаться дозвониться в посольство Украины, чтобы записаться на подачу доков, в апреле их подал, и в начале августа получил готовый документ.

У паспорта Украины в тот момент был еще один недостаток по сравнению с российским: в него все еще требовалась выездная виза! Через несколько месяцев это отменили, но свои первые две поездки за пределы бывшего СССР я совершил еще с такими визами, для получения которых было необходимо опять посещать украинское посольство. Правда, ставили эти визы быстро, кажется прямо в моем пристутствии, без необходимости записываться, по живой очереди.
Моя первая настоящая заграничная поездка состоялась в ноябре 94-го года. Я, уже работавший к тому времени менеджером туристической компании, ехал в Словакию знакомиться с партнерами и заключать с ними договора. Ваучер, который был тогда необходим для въезда в Словакию (и для получения выездной визы в украинский паспорт), я выписал себе сам - впрочем, на абсолютно законном основании.

Ехал я поездом №51 "Москва - Братислава" c Киевского вокзала. Перед отправлением у меня было еще срочное дело: сдать в канцелярию Департамента консульской службы МИД в Неопалимовском переулке пачку заполненных бланков приглашений для получения российских виз иностранцами. Это был побочный бизнес нашей туркомпании. А подчиненных, чтобы отправить их для выполения этой курьерской миссии, у меня еще не было, они появились позднее. Очень удачно было, что от Неопалимовского переулка до Киевского вокзала можно дойти пешком, перейдя мост.
Поезд отправлялся около часа дня, а около часа ночи через 1,5 суток прибывал на нужную мне станцию Попрад-Татры. Мы собирались продавать наступающей зимой горнолыжные туры на курорты Высоких Татр.
Из Москвы отправлялся поезд примерно из 20 вагонов, но большая часть из них оставалась в Чопе. Тем не менее, в Словакию продолжал путь поезд из 8 вагонов - трех российских и трех словацких, ехавших от Москвы, со спальными местами, и еще двух сидячих словацких, которые прицепили в Чопе.
Из Москвы поезд отправлялся почти полным, но на таможенный контроль в Чопе попал почти пустым: я в купе был один. Украинский таможенник долго вел со мной задушевную беседу, все склоняя меня сознаться, что я на самом деле еду покупать авто. Так и не получив желаемого признания и предложения поделиться, он разозлился, перетряхнул все мои хилые пожитки, но, к своему немалому удивлению, так и не нашел наличных сверх обозначенных в декларации 500 немецких марок.

Меня встречала наша словацкая партнерша, тетушка Янка. Она была очень радушна, водила меня в ресторан есть суп с клецками и пить пиво, приглашала домой, знакомила со своей дочерью, которая заканчивала тогда школу (а мне и самому было только 22 года). Но при подписании договора попыталась меня на**ать, вписав туда, что она не отвечает ни за что, а мы отвечаем за все и всегда должны. Так что мы с ней сотрудничать больше не стали. Пока я ходил осматривать гостиницы, я поговорил с несколькими директорами, и один из них порекомендовал мне владельца другого тубюро, дядюшку Стефана, с которым мы впоследствии и работали.

Я еще дважды ездил в Попрад поездом №51, и дважды летал самолетом из Внуково в Кошице рейсом авиакомпании "Алак". Чтобы купить билет Алака надо было ехать в их офис на проспекте Мира, в здании какого-то НИИ. Помню как сейчас: билет на самолет стоил примерно $240 для клиентов, и 215-225 для нас по агентской скидке, в зависимости от количества одновременно выкупаемых мест. А поезд до Попрада стоил примерно $140. Теоретически, там тоже можно было оформить групповую скидку, процентов 25, но справиться с железнодорожной бюрократией мне ни разу не удалось. Также не удалось научиться оформлять групповые билеты Аэрофлота, а у него в принципе можно было улететь в Братиславу за 170 долл. Но добираться из Братиславы в Татры все равно долго. Аэрофлотом мы отправляли туристов в Шамони, женевским рейсом. Ну а билеты на поезд нужно было покупать в специальной международной кассе на Красных воротах. Удобно: наш офис был на Сухаревской, в принципе можно пешком дойти.

Мой паспорт с советской символикой на обложке теоретически был действителен до июля 99-го, но в начале 98-го что-то стукнуло в голову правительства Украины, оно внезапно решило, что негоже украинским гражданам щеголять с паспортами несуществующего государства, и скоропостижно объявило их недействительными. Все бы ничего, но это случилось в тот момент, когда моя дочка, которой тогда не было и года, находилась у моих родителей в Киеве. Жена болела, мне надо было работать, и я отвез дочку на попечение своей мамы. И вот - нужно ее забирать, а я не могу пересекать границу!
Но есть и хорошие воспоминания о тогдашней украинской бюрократии. Когда я явился в посольство Украины в Москве и объяснил ситуацию, ко мне вызвали из глубин здания консула, и он, выслушав историю еще раз, сам продиктовал мне заявление о срочной выдаче паспорта в порядке исключения, и сказал приходить послезавтра. И действительно - послезавтра я получил новый паспорт, где Советский Союз уже не упоминался всуе. К тому же он был дейстителен 10 лет - россияне тогда еще могли о подобном только мечтать.
К сожалению, на радостях я не догадался попросить оставить мне старый паспорт с советской символикой и поддался на просьбу его сдать в обмен на новый. У меня не осталось даже копии. А было бы любопытно полюбоваться на интересные штампики, которые там были, включая те самые выездные визы и грозный штамп о депортации из Болгарии в августе 96-го. "Пять лет не будешь на Былгария!" - грозно провозгласило мне неопрятно выглядящее должностное лицо, когда мы покидали оную Болгарию на поезде Варна-Москва. "Надеюсь, никогда больше не буду!" - ответил я, и слово с тех пор держу :)

This entry was originally posted at https://fizzik.dreamwidth.org/571031.html.
Tags: ж/д, лихие 90-е, мемуары, москва, россия, туризм, украина
Subscribe

  • Визовое

    Закономерный итог развития печальных событий, о которых я писал 4 года назад: чтобы получить американскую визу россиянам теперь нужно сначала иметь…

  • Интересное мнение

    Поклонская поставлена курировать гебешный трафик наркотиков из Латинской Америки. This entry was originally posted at…

  • Денег нет, но вы держитесь

    Ну сколько можно повторять: нельзя, ну просто НИКОГДА НЕЛЬЗЯ работать на российских вояк! Обманут, не заплатят зарплату, зажулят пенсию. Так…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Визовое

    Закономерный итог развития печальных событий, о которых я писал 4 года назад: чтобы получить американскую визу россиянам теперь нужно сначала иметь…

  • Интересное мнение

    Поклонская поставлена курировать гебешный трафик наркотиков из Латинской Америки. This entry was originally posted at…

  • Денег нет, но вы держитесь

    Ну сколько можно повторять: нельзя, ну просто НИКОГДА НЕЛЬЗЯ работать на российских вояк! Обманут, не заплатят зарплату, зажулят пенсию. Так…